Используйте
критерии, чтобы подготовить карту для диагностики профессиональной
компетентности педагогов.
№ п/п |
Критерии/баллы |
Оптимальный уровень – 2 балла |
Достаточный уровень – 1 балл |
Критический уровень – 0 баллов |
1.
Предметно-методологическая компетенция
|
||||
1.1 |
Требования ФГОС к предметному
содержанию |
Знает требования ФГОС.
Ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными
исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета,
организации учебной деятельности, содержании урочной и внеурочной
деятельности учеников |
Имеет представление о требованиях
ФГОС. Использует материал педагогических публикаций время от времени – для
подготовки докладов, для отчетов. Эпизодически использует информацию о
последних достижениях наук в содержании учебного процесса |
Не знает требований ФГОС, ориентируется на устаревшие модели преподавания. Практически не пользуется педагогической периодикой. Последние достижения в базовых науках, связанные с содержанием предмета, слабо отражены в содержании |
1.2 |
Выбор форм и методов работы |
Имеет в активе разнообразные методы
и приемы работы, в том числе групповые, проектные и др. |
Эпизодически использует различные
приемы и методы работы |
Использует традиционные методики, фронтальные способы организации учебной работы, репродуктивные формы работы |
1.3 |
ИКТ-компетентность |
Владеет и постоянно использует ИКТ |
Использует ИКТ нерегулярно,
неуверенный пользователь ПК |
Не использует ИКТ |
1.4 |
Индивидуализация учебного процесса |
Выстраивает индивидуальную
траекторию обучения ученика с учетом особенностей его индивидуального стиля
учебно-познавательной деятельности |
Индивидуальные траектории
обучения предмету учитель строит только по логике предмета, но не учитывает
внутренних ресурсов самого ученика |
Не умеет индивидуализировать учебный процесс |
1.5 |
Развитие и формирование УУД |
Активно использует и умеет сам
конструировать задания, которые формируют и помогают диагностировать уровень
развития УУД |
Время от времени использует такие
задания в готовом виде, самостоятельно не умеет их конструировать |
В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса |
2. Психолого-педагогическая
компетенция
|
||||
2.1 |
Учет и развитие познавательной
сферы ученика |
Знает и использует информацию о системе
учебного успеха ученика, знает и реализует в практике положения теории
познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий,
анализе уроков, результативности обучения активно использует понятия, которые
характеризуют познавательную сферу ученика. Умеет определять причины учебной
неуспешности |
Не имеет целостного представления
обо всех ресурсах учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят
интуитивный характер, а термины – нечеткие границы. Это мешает обсуждать с
коллегами общие проблемы с одним и тем же учеником |
Не может системно оценить учебные ресурсы ученика. Практически не может самостоятельно охарактеризовать причины учебного неуспеха конкретного ученика |
2.2 |
Психолого-педагогическая
поддержка учеников |
Знает и использует информацию о
психологических особенностях возрастных групп и методах работы с учетом этих
особенностей |
Владеет информацией о
психологических особенностях возрастных групп, знает терминологию, но в
работе использует знания эпизодически. Методы работы выбирает в основном с
опорой на программный материал |
Не владеет знаниями о психологических и возрастных особенностях учеников. Методы работы выбирает исключительно традиционные |
3. Валеологическая
компетенция
|
||||
3.1 |
Организация здоровьесберегающей
среды |
Учитель хорошо разбирается в
положениях науки о здоровье, постоянно совершенствует и использует знания в
реальном учебном процессе. Владеет навыками конструирования здоровьесберегающей среды во всех трех направлениях:
через учебную деятельность, через пространство кабинета, через стиль
взаимодействия с учениками и коллегами |
Учитель недостаточно свободно
ориентируется в направлениях создания здоровьесберегающей
среды. Может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения
образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму |
Учитель практически не владеет знаниями и умениями в сфере здоровьесбережения, нуждается в постоянной помощи, когда организует такую работу |
3.2 |
Организация обучения детей с ОВЗ |
Владеет знаниями и практическими
умениями организации учебного и воспитательного процесса для детей с ОВЗ в
условиях инклюзии |
Не в полной мере владеет
практическими умениями организации учебного и воспитательного процесса для
детей с ОВЗ в условиях инклюзии |
Не умеет организовывать учебный и воспитательный процесс для детей с ОВЗ в условиях инклюзии |
4. Коммуникативная
компетенция
|
||||
4.1 |
Взаимодействие с учениками |
Умеет дифференцировать виды и
способы воздействия при общении, предупреждает конфликты, при необходимости
умеет перевести конфликт в конструктивный диалог. Не возникают или возникают
незначительные проблемы в общении с учениками |
Понимает важность развития
коммуникативной компетенции, но не всегда может дифференцировать подходы в
процессе общения с отдельным ребенком |
Не уделяет внимания стилю и способам общения. Не умеет выбирать стиль общения, предотвращать конфликты, вести диалог. Неверно выбирает способы взаимодействия с учениками |
4.2 |
Профессиональное взаимодействие с
коллегами |
Успешно работает в
профессиональном социуме, легко включается в коллективную деятельность |
Испытывает незначительные
затруднения при общении с коллегами из-за неверного выбора способа
взаимодействия |
Не умеет выбирать способ взаимодействия и не видит в этом проблемы, не реагирует на ситуативные изменения в общении с коллегами |
5. Управленческая
компетенция
|
||||
5.1 |
Управление качеством процессов и
результатов в системе «учитель – ученик» |
Планирует учебную деятельность от конечной цели – образовательных результатов ученика по ФГОС. Выделяет и анализирует цели и результат учебного процесса, его условия. Проектирует, реализует и анализирует результативность программы развития ученика средствами своего предмета. Работает на всех уровнях управления в системе «учитель – ученик»: ·
стратегическом
– через образовательные программы, УМК; ·
тактическом
– через КТП и информационные карты уроков для учителя и ученика; ·
ситуативном
– через целенаправленную педагогическую поддержку ученика |
Планирует уроки от числа
параграфов в учебнике, с трудом корректирует выполнение программы при
ситуативных нарушениях временного режима. Может проанализировать свою
деятельность по предложенному алгоритму и скорректировать цели, условия
учебного процесса по предложенному плану |
Практически не использует принцип планирования от конечной цели, не знает и не применяет управленческие технологии в собственной работе. Осуществляет свою деятельность как трансляцию учебной информации. Самоанализ урока, взаимодействие с учеником чаще всего строит на эмоциях, ощущениях или вообще не проводит |
5.2 |
Управление качеством трансляции
собственного опыта |
Может самостоятельно подготовить,
оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной
редактуры. Транслирует свой опыт через выступления на семинарах и
конференциях, полностью самостоятельно готовит выступления |
Способен описать свой опыт.
Нуждается в помощи, чтобы систематизировать, структурировать, обобщить и
сделать выводы. Стремится транслировать опыт через выступления, но
самостоятельно подготовить их не может, нуждается в предварительной редактуре |
Практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом. Не стремится и не транслирует свой опыт. Не способен с помощью или без нее подготовить выступление |
5.3 |
Управление качеством разработки и
внедрения пединноваций |
Владеет навыками педагогического экспериментирования,
самостоятельного или с минимальной помощью. Умеет анализировать результаты
внедрения инноваций. Разрабатывает авторские идеи, апробирует их на своих
уроках, оценивает их эффективность |
Может внедрить инновацию, но
нуждается в постоянном научном руководстве, чтобы спланировать и
проанализировать процесс внедрения |
Не может или затрудняется планировать внедрение инноваций, прогнозировать результат такого внедрения даже с помощью научного руководителя |
5.4 |
Управление профессиональным ростом |
Постоянно повышает свой
профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах,
смотрах. Выбирает направления профессионального роста с помощью самоанализа,
прислушивается к мнению экспертов и учитывает потребности школы |
Планово
повышает квалификацию, но не может выбрать направления профессионального
роста самостоятельно, нуждается в методической помощи |
Потребность в профессиональном росте слабо выражена. Довольствуется методическим «багажом», который сформировал по итогам собственной работы |
5.5 |
Управление участием в работе
коллектива |
Творчески реализует вариативность
при исполнении поручений и распоряжений администрации. В работе принимает
разные роли – и лидера, и исполнителя |
Работает без ошибок и нареканий,
если в коллективе есть принятый алгоритм действий, выполняет конкретные
требования |
Не умеет договариваться с коллегами. Распоряжение администрации выполняет нехотя или не выполняет вовсе. Самооценка собственного уровня компетентности неадекватна: завышена или занижена |
По
итогам оценки всех педагогов разбейте на три группы.
Группа |
Баллы |
Уровень профессиональной компетентности |
1-я группа |
26–22 балла |
Оптимальный |
2-я группа |
21–15 баллов |
Достаточный |
3-я группа |
14 баллов и менее |
Критический |